Меню Закрыть

Лекция «Вокальная музыка И.С.Баха»

И.С.Бах. Вокальная музыка.

«В творчестве Баха невозможно найти отличия между произведениями «на случай», написанными по заказу, и теми, что созданы по велению сердца. Так, кантаты стоят в одном ряду с самыми знаменитыми его произведениями… Нигде не чувствуется, что Бах когда-либо работал машинально, повторял сам себя», — так писал Н.Арнонкур о Бахе и его творчестве.

Среди вокально-инструментальных сочинений Баха самую большую группу составляют именно кантаты — их сохранилось свыше двухсот, но очень значительная часть утеряна. Можно предполагать, что всего в этом жанре написано было около трехсот опусов. Большинство составляют духовные кантаты, которые сам композитор называл обычно концертами, мотетами, иногда пассионами. Интерес к музыке этого рода Бах впервые проявил еще в юношеские годы в Арнштадте и сохранил его до последних лет жизни. Свыше двухсот пятидесяти кантат созданы в лейпцигский период.

Лишь менее десятой части баховского наследия в этом жанре относится к чисто светской музыке. Это, как правило, сравнительно небольшие циклы, состоящие из обычных у Баха вокально-инструментальных форм — арий, ансамблей, речитативов, хоров, иногда со вступительной инструментальной пьесой (симфонией, увертюрой). В музыке этих кантат кое-что заимствовано; значительно большее, наоборот, перешло из них в другие произведения — духовного жанра.

Условно кантаты светского типа могут быть разделены в творчестве Баха на 3 группы:

  • сочинения жанрово-бытового плана (например, «Кофейная» кантата)
  • поучительные, дидактические кантаты (напр., «Состязание Феба с Паном»);
  • приветственно-праздничные – самая многочисленная группа (напр., «Скользите, играючи, волны»).

Гораздо более обширной и художественно-значительной областью кантатного творчества Баха являются его сочинения на религиозные темы. Здесь он почти всегда непосредственно близок к народной духовной песенности, особенно через протестантский хорал, составляющий одну из главных основ его тематизма и мелодического стиля. Но многое возникло и совершенно независимо от хорала и даже было перенесено сюда из светских жанров. Формально духовные кантаты, писавшиеся обычно на евангельские тексты, предназначались для исполнения в церкви по воскресным дням после службы и проповеди.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.