Краткая характеристика музыкальной культуры Древней Греции.
Искусство Др. Греции относится к периоду Античности. Одной из самых важных черт данной эпохи является т.н. синкретизм искусств – их прочная, неразрывная связь друг с другом. В качестве отдельного вида искусства музыка практически не выделялась: она «жила» в театре, в поэзии и даже в науке (напр., в учении о Космосе).
Само слово «музыка» означало «союз муз», а Музы – божественные покровительницы искусств и наук.
В Др.Греции впервые появилась система муз.инструментов. Искусство постоянно развивалось и, естественно, фиксировалось и систематизировалось. Так появилась на свет музыкальная теория. В Др.Греции основу муз.теории составляла система этосов. Древнегреческий ученый Пифагор сформулировал идею гармонии сфер. Начала зарождаться нотная запись, пусть и условная – буквы показывали высоту звука.
Постепенно появилась ладовая теория. В Др.Греции ладом была 4х звучная структура (тетрахорд), которая читалась сверху вниз. Существовало 3 вида тетрахорда: дорийский, лидийский, фригийский. При этом они также имели 3 рода: хроматизм, диатон и энармоника.
Основные области культуры, в которых участвовала музыка – театр, трагедия и комедия, ведущую роль в них играли хоры. Другая область – лирика, стихи, которые нараспев декламировались под аккомпанимент инструмента (часто это была лира). Основное знание о культуре Др. Греции можно черпать из мифов, они стали основой всей европейской культуры, а также до нас дошли теоретические трактаты. Существовала целая эпоха, которая поставила своей целью возрождение традиций Др. Греции (эпоха Возрождения).
Краткая характеристика музыкальной культуры Средневековья.
Ю.М.Лотман писал о Средневековье, что это «культура априорно канонического стиля». Эпоха охватывает период примерно с конца 5 до 14вв.
В этот период формируется система 8 церковных ладов (наиболее употребительный из них – дорийский), разрабатываются ритмические модусы. Нотная запись совершенствуется: от невменной приходит к мензуральной нотации.
Основу церковной музыки пока что составляют одноголосные песнопения, но к концу эпохи мы уже можем наблюдать зарождение полифонии.
Из-за возникновения централизованной власти понадобилась кодификация напевов, их собрали в сборники. Самые ранние из них датируются 9-10вв., они были найдены в монастырях на территории империи Каролингов. Монастыри являлись «оплотом» культуры.
Постепенно выделяется отдельный вид музыки – светская. Она представлена рыцарской и придворной культурой.
Краткая характеристика музыкальной культуры Ренессанса.
Эпоха Ренессанса (Возрождения) (14-16вв.) характеризуется перенесением внимания на человека-художника, который в своём творчестве становится богоподобен, как создатель прекрасного.
Наступает эпоха полифонического письма. В этот период возникает и развивается масштабная композиторская школа, с которой связан расцвет европейской полифонии – Нидерландская школа (она же Франко-фламандская школа). Её расцвет приходится на 2 половину 16 столетия. Величайшим представителем данной школы становится Орландо Лассо (1532-1594).
Нидерландская школа сыграла ведущую роль в развитии жанра мессы. Всемирно известны мессы представителей данной школы: мессы Г.Дюфаи, мессы-пародии Я.Обрехта и др. Нидерландская школа не была единственной, наряду с ней развивались и другие. Например, Римская школа, представителем которой стал П. де Палестрина. Также популярны были жанры мотета и мадригала, до нас дошли некоторые сочинения П. де Палестрины, К.Джезуальдо.
Одним из последних композиторов эпохи Возрождения становится К.Монтеверди. Его жизненный и творческий путь приходится на смену эпох: переход от Ренессанса к Барокко. Последним «вздохом» Возрождения становится зарождение оперного жанра.
Краткая характеристика музыкальной культуры Барокко (история возникновения и развития оперы).
Эпоха Барокко охватывает период 17-18вв., «вырастая» непосредственно из эпохи Возрождения. В начале 17в. происходят очень важные события в истории музыки, которые открывают новый этап развития музыкального искусства: возникает жанр оперы, развивается гомофонно-гармонический стиль письма (выделяется ведущий голос и сопровождающие). Несмотря на развитие гомофонно-гармонического стиля, полифонический стиль никуда не делся, они продолжают развиваться параллельно.
Важное значение принимает самостоятельное развитие инструментальной музыки и, как следствие, возникновение инструментального концерта (concerto grosso). В вокально-инструментальной музыке появляются жанры оратории и кантаты.
Связующим звеном между двумя традициями стало творчество К.Монтеверди, которого фактически можно назвать «отцом» оперного жанра, хотя первые дошедшие до нас образцы этого жанра (1600г.) не принадлежат его руке. Опера появилась в Италии благодаря содружеству Comerato, члены которого стремились создать драму средствами музыки (drama per musica) и возродить древнегреческую традицию. Однако Монтеверди впервые привлек для создания оперы все средства музыкальной выразительности (различные типы мелодии, более развитый гармонический язык, разнообразие музыкальных форм, богатую оркестровку, речитативы) и тем самым смог выразить разнообразие ситуаций и характеров. Его мадригалы, некоторые из которых можно расценивать как оперные сцены, подготовили рождение оперы в современном понимании.